Прежде всего нужно уяснить одну простую вещь: смазки никогда не бывает много. То есть если Вы погрузите велосипед в бочку с маслом, то, в принципе, он от этого не испортится.
Многие механики "старой закалки" рекомендуют широко применять машинные масла жидкой консистенции (органические и синтетические). Это мнение ошибочно. Все смазки, кроме множества параметров, имеют один общий - степень адгезии (сцепляемость с поверхностью металла). Любая жидкая смазка обладает невысокой адгезией и, соответственно, легко вымывается водой из таких важных узлов, как втулки, чашки рулевой колонки, каретки. Вполне естественно, что при отсутствии смазки чашки втулок, конуса, вал каретки и другие детали, имеющие высокую твердость после термообработки (HRC-60-62), быстро коррозируют и выкрашиваются.
Многолетний опыт работы с шоссейной командой, где велосипед имеет пробег за сезон примерно 20000-25000 км показывает, что для вышеперечисленных узлов следует использовать густую консистентную смазку (желательно импортную).
Из отечественных смазок неплохо работает смазка 158. Она имеет специфический голубой цвет, что говорит о присутствии в ней сульфата меди и других металлов. В процессе эксплуатации такая смазка до блеска отполировывает чашки, конуса и шарики, обладает высокой адгезией и практически не вымывается водой (это не относится к отечественным смазкам типа ЦИАТИМ и ЛИТОЛ - они вымываются быстро). При отсутствии смазки типа 158 можно использовать смазку ШРУС (продается в любом автомагазине). Однако, лучших результатов удалось добиться, применяя импортные смазки, содержащие литий и тефлон. Английская фирма Weldtite Products уже 60 лет выпускает смазки для велосипедов и в этом направлении является европейским лидером. На практике шоссейные велосипеды, смазанные такой смазкой, не требовали дополнительной смазки до 10000 км пробега (отметим, что спортсмены-шоссейники ездят в любую погоду: в дождь, слякоть, с весны до поздней осени). Сегодня импортные смазки можно свободно купить в специализированных магазинах.
Все изложенное выше относится к следующим узлам:
- передняя и задняя втулка
- рулевые чашки
- каретка
- цепь
- подшипники педалей
- все резьбовые соединения
Втулки
Для смазки подшипников велосипедных втулок, независимо от их типа, используется густая смазка.
Для смазки собачек и зубчатых колец в трещетке или барабане задней втулки используется жидкая смазка или смесь из жидкой и густой смазок кремообразной консистенции.
Перед заменой смазки в подшипниках и механизме сцепления втулок, необходимо обязательно удалить остатки старой смазки. Для этого можно воспользоваться специальным очистителем или, для удаления застарелого, сильного загрязнения - более мощным очищающим составом. В качестве смывки и растворителя для старой смазки и грязи можно также использовать керосин или WD40. После очистки подшипников и деталей втулки специальными очищающими средствами, их необходимо тщательно промыть и просушить, чтобы остатки очистителей не вступили в реакцию с новой смазкой и не разложили ее.
Чрезмерное заполнение подшипников и внутренних полостей втулок густой
смазкой нежелательно, т.к. во время эксплуатации смазка начнет постепенно
выходить наружу через уплотнения, и на ней начнет оседать пыль и грязь.
Рекомендуется покрыть внутренние части втулки тонким слоем смазки, чтобы
предотвратить внутреннюю коррозию оси и корпуса втулки.
Смазка барабана
задней втулки также должна быть умеренной, лишнее количество смазки будет
выходить наружу и притягивать пыль и грязь. Если механизм сцепления будет смазан
слишком густой смазкой, возможно его повреждение под нагрузкой, т.к. собачки
могут залипнуть в густой смазке, или не войти в плотное сцепление с зубчатым
кольцом, покрытым густой смазкой.
Все наружные излишки смазки должны быть
тщательно удалены с корпуса и уплотнителей велосипедной втулки, чтобы на них не
оседали пыль и грязь.
При установке кассеты на барабан задней втулки,
рекомендуется смазать шлицы барабана минимальным количеством густой смазки. Это
предотвратит закисание и прикипание кассеты к барабану, и облегчит снятие
кассеты в будущем. Рекомендуется смазывать консистентной смазкой резьбу на
фиксирующем кольце кассеты (Lockring).
Стальные оси эксцентриков колес
покрываются тонким слоем густой смазки. Механизм эксцентрика можно смазать
минимальным количеством специальной проникающей смазки, для уменьшения трения и
более четкой и легкой работы.
Цепь.
Смазка цепи требует отдельного глубокого рассмотрения. Цепь - важный узел велосипеда. Если Вы этого не осознали, Вашему педальному коню можно только посочувствовать.
Во всем мире на велосипедах используются "полудюймовые" цепи, т.е. шаг цепи составляет 12.7 мм, а диаметр ролика 7.75 мм. Цепь состоит из набора сайлентблоков (по-простому, втулки и оси), соединенных пластинками из термообработанной стали. При многих достоинствах цепной передачи, она имеет один большой недостаток: в процессе эксплуатации цепи сайлентблоки изнашиваются и, как следствие, увеличивается шаг цепи. При этом шаг зубчаток (ведомых и ведущих), естественно, не изменяется и в какой-то момент начинается износ зубчаток.
Следует знать, что любая отечественная цепь при хорошем уходе служит 1500-2000 км. Любые разглагольствования обывателей, типа "я на своей "Украине" езжу уже 20 лет и все на одной цепи", не имеют смысла, т.к. не соотносятся с реальным пробегом велосипеда. По всей видимости, эти люди по воскресеньям совершают поездки не далее 15 км, и да и то в хорошую погоду.
Хорошая импортная цепь служит до 3000 км и больше в зависимости от ухода и типа велосипеда. На горном велосипеде цепь изнашивается быстрее, чем на гоночном из-за разных передаточных чисел и условий эксплуатации. Горный велосипед - это "джип", на нем чаще ездят по пыльным и грязным дорогам, а это также существенно влияет на износ цепи. Например, на Шауляйском велоралли, где на дистанции 70 км под проливным дождем, на глинистом грунте, через каждые 5 км приходилось бросать велосипед в речку, которая на счастье текла рядом, и отмывать глину, которая настолько забивала все узлы, что велосипед отказывался ехать, не говоря уже о переключении передач. На финише практически у всех велосипедов цепи шли по верхушкам зубчаток. После замеров обнаружилось, что цепи в среднем увеличились по шагу в общей сложности на 2 см. Естественно, в условиях гонки смазывать цепь ни у кого возможности не было.
Лучше всего подойдет светлое синтетическое масло. НЕ НУЖНО смазывать цепь посередине роликов - там она не работает! Смазывать нужно каждое звено по наружной стороне цепи (с двух сторон) с помощью масленки с тонким клювиком или предмета типа спички, смоченной смазкой. Желательно отметить начало смазки маркером или ниткой, чтобы не смазывать два раза одно место. После смазки надо некоторое время вручную покрутить цепную передачу и затем чистой х/б тряпочкой насухо обтереть цепь снаружи, чтобы в процессе эксплуатации на нее не налипали пыль и песок, которые являются абразивом и увеличивают износ. После 50-100 км пробега лишнюю смазку, которая появляется на поверхности цепи, тоже следует удалить. Все тефлоновые аэрозольные смазки лучше использовать как добавку к основной смазке.
При работе цепной передачи в условиях сильного загрязнения, в конце каждого дня следует очищать цепь от грязи. Делается это разными способами. Самый простой - использовать специальную машинку для чистки цепи. Машинка представляет собой немудреное устройство, которое одевается на цепь в области заднего переключателя. Внутрь его наливается очиститель смазки или керосин, после чего цепная передача вращается вручную, при этом происходит автоматическая очистка цепи сразу с четырех сторон. Прозрачный корпус машинки позволяет наблюдать за этим захватывающим зрелищем.
Если машинки нет - следует использовать аэрозольные очистители (выпускаются отечественной промышленностью для автомобилей) или керосин (на худой конец - бензин) при помощи старых зубных щеток. Распрессовывать и снимать цепь с велосипеда не рекомендуется. Очищенную и просушенную цепь смазывают, как изложено выше.
Вспомним о "велорейнджерах", которые катаются круглый год и в любую погоду, и не всегда имеют возможность следить за смазкой цепи. Им можно посоветовать старый проверенный способ проварки цепи в графитовой смазке. Вышеупомянутая английская фирма Weldtite Products разработала специальный графитовый состав. Предварительно очищенная от грязи цепь проваривается в нем 10-15 минут. Этот способ позволяет эффективно эксплуатировать цепь в особо агрессивных условиях (дождь, снег, жидкая грязь). Учитывая, что велосипед превращается в таких условиях в ком грязи, цепь, вечно пачкающая одежду графитовой смазкой, покажется вовсе несущественным моментом на фоне увеличения ресурса эксплуатации цепи (на 30%).
Педали
Для смазки педалей используется только густая смазка. При вкручивании педалей в шатуны обязательно необходимо нанести небольшое количество смазки на резьбу. Педали затягиваются с большим усилием, и при отсутствии смазки они могут прикипеть. Особенно это важно при вкручивании педалей со стальной осью в алюминиевые шатуны.
В контактных педалях, обладающих специальным механизмом для удержания велосипедной туфли за специальный шип, рекомендуется наносить небольшое количество смазки на сами шипы на подошвах туфлей, и на ответные части механизма, чтобы "встегивание" и "выстегивание" из педалей было более и четким. Также можно смазать пружины механизма педалей, чтобы защитить их от коррозии.
Независимо от типа педалей и от типа подшипников, установленных в них, внутреннему устройству педалей также требуется смазка. Люфт в педалях на открытых подшипниках рекомендуется проверять через каждые 200 км езды. Если люфт, или наоборот, тугость вращения педалей обнаружены, нужно проверить, в каком состоянии находится смазка. Если смазка нормальная, то достаточно отрегулировать педали. Если смазка загустела, вымылась или имеет примеси ржавчины или грязи – необходимо разобрать педали, прочистить и смазать подшипники. Закрытые промышленные подшипники долговечнее открытых, но не защищены от износа на 100%. Заводская смазка служит очень долго, но и ее срок действия ограничен. Для очистки подшипников от грязи и остатков старой смазки, используйте специальные велосипедные очистители, безопасные для кожи рук, лакокрасочного покрытия велосипеда и пластиковых деталей. Поскольку подшипники после переборки опять будут достаточно плотно закрыты от внешней среды, обязательно убедитесь в том, что все детали промыты и прочищены, и нигде нет остатков очистителя. Иначе нанесенная новая смазка начнет разлагаться под действием очистителя с самого начала.
Где не стоит экономить смазку - так это в подшипниках педалей. Для открытых
подшипников, густо смажьте чашку и конус подшипника консистентной смазкой, и
вдавите шарики в смазку в чашке. После этого затяните педаль на оси, параллельно
проверяя люфт и плотность затяжки.
Для закрытых подшипников - необходимо густо смазать обойму с шариками с
обоих сторон, и прокрутить подшипник несколько раз, чтобы смазка лучше
распределилась. Затем закройте подшипник пыльниками с обоих сторон. Избыток
смазки выдавится наружу.
Не оставляйте остатки густой смазки на внешней части педалей, на пыльниках, чтобы избежать быстрого налипания грязи и пыли.