(нажмите на нужый "орган" для подробного описания)
Для того чтобы спокойно наслаждаться катанием на горном велосипеде - не помешает знать его анатомию, тем более, что анатомия горного велосипеда имеет значительные отличии от анатомии обычного велосипеда.
Вилка горного велосипеда.
Предназначена для крепления выноса руля и переднего колеса к раме горного
велосипеда. Для повышения комфорта от езды по пересеченной местности снабжается
амортизатором.
Втулка горного велосипеда.
Элемент колеса горного велосипеда, обеспечивающий плавное его вращение и
непосредственно влияет на накатистость. Крепление с помощью эксцентриковых
зажимов. К задней втулке крепится кассета (набор звезд) для обеспечения привода
колеса от системы посредством цепи.
Вынос руля горного велосипеда.
Элемент конструкции для крепления руля к вилке горного велосипеда. В
зависимости от индивидуальных особенностей велосипедиста и выбранного стиля
катания имеет разную длину и угол подъёма. Крепление бывает 2 видов:
безрезьбовой и цанговый. Безрезьбовое крепление более современное и имеется на
большинства современных горных велосипедах, хотя и исключает возможность
регулировки руля по высоте. Для этого существует вынос с изменяемым углом
подъёма.
Грипсы горного велосипеда.
Резиновые ручки на обоих концах руля, предназначены для улучшения сцепления
ладоней велосипедиста и руля горного велосипеда.
Задний амортизатор горного велосипеда.
Обеспечивает сглаживание неровностей дороги. Бывают воздушные или
пружинно-масляные (с воздушным или масляным демпфированием). Крепится между
передним и задним треугольником рамы горного велосипеда.
Каретка горного велосипеда.
Механизм подшипников, закрепленный на раме горного велосипеда, необходим для
крепления системы шатунов.
Кассета горного велосипеда.
Система задних звезд разного диаметра, включает от 7 до 9 звезд,
закрепленных на втулке заднего колеса. Служит для поддержания нагрузки примерно
на одном уровне на разных скоростях при движении на горном велосипеде, путем
переброски цепи с меньшего диаметра звезды на большую с помощью переключателя.
Манетки горного велосипеда.
Механизм закрепленный на руле и предназначенный для переключения передач.
Различают рыажные и поворотные. У некоторых горных велосипедов выполняются в
одном блоке с тормозной ручкой.
Обод горного велосипеда.
Основной каркас колес горного велосипеда. Имеет такие параметры, как
диаметр, слойнойть (1,2 или 3), тип металла(чаще всего алюминий). С помощью спиц
соединяется с втулкой колеса.
Переключатель скоростей горного
велосипеда.
Механизм для перевода цепи с меньшего диаметра звезды на больший для
увеличения мощности или, наоборот, для увеличения скорости движения горного
велосипеда. Бывает передний и задний. Смотрите так же
настройка заднего переключателя,
настройка переднего переключателя
Педали горного велосипеда.
Элемент ходовой части горного велосипеда, приводящее во вращение передней
системы звезд. Основные виды педалей - АТБ (стальные или алюминиевые рамки, так
же могут приспособленны под туклипсы), ВМХ (более мощный и широкий вид рамок,
рассчитанный на трюки и прыжки) и контактные (Clipless).
Система передних звезд горного велосипеда.
Система включающая в себя от 1 до 3 звезд различного диаметра, закрепленные
и вращаемые посредством шатунов. Преобразует мышечную энергию ног велосипедиста
в энергию качения, при этом изменение мощности при движении на горном велосипеде
осуществляется с помощью переключателя путем переброски цепи между звездами. В
простонародье комплект передних звезд соединенных с шатунами называют коротко -
"система".
Подседельный штырь горного велосипеда.
Предназначается для крепления седла (сидения) к раме горного велосипеда.
Крепление седла - универсальны, подходят ко всем типам и может изменять такие
параметры, как высота, смещение вперед-назад седла и угол его наклона.
Покрышки горного велосипеда.
Элемент колеса горного велосипеда, обеспечивающий достаточное сцепление
колес с покрытием дороги, а так же защищает камеру колеса от проколов. Имеет
такие параметры как диаметр, ширина, рисунок протектора (слик, полуслик,
агресивный протектор), вес покрышки.
Рама горного велосипеда.
Основной каркас горного велосипеда, определяющий его назначение и класс. См.
так же Геометрия рамы
Рулевая колонка горного велосипеда.
Подшипниковый механизм, соединительняющий вилку и раму горного велосипеда.
Содержит верхнюю и нижнюю запрессованную в рулевом стакане рамы чашку, а также
набора конусов и подшипников. Различают резьбовую и безрезьбовую.
Руль горного велосипеда.
Элемент управления горным велосипедом, на котором так же крепятся манетки,
грипсы, тормозные ручки, а так же дополнительные аксессуары (велокомпьютер,
велофонарь и пр.) В зависимости от стиля катания бывает прямым или с
подъёмом.
Седло горного велосипеда.
Предназначен для крепления на нем пятой точки. Различают по мягкости,
обшивке, ширине и виду амортизации. Подбор производится с учетом индивидуальных
особенностей велосипедиста. Также бывают мужские и женские. Крепится к раме с
помощью подседельного штыря.
Спицы горного велосипеда.
Соединительный элемент колеса горного велосипеда, объединяющий обод и
втулку. В зависимости от их количества и типа спиц определяет жесткость и вес
колеса. Количество спиц в колесе может быть от 24 до 48. Наиболее распространной
спицовкой является 32-мя или 36-ю спицами на 3 "креста". См. так же статью
Все о спицах.
Тормоза механические горного велосипеда.
У таких тормозов усилие от тормозной ручки на тормоз передается с помощью
плетеного металлического тросика. Такой тросик достаточно надежный, однако со
временем от износа могут лопаться отдельные прутики, и как следствие расплетение
и приход в негодность. Наиболее распространенный тип тормозов в виду их дешвизны
и надежности.
Наиболее распространенным типом - является тормоза V-breake. Отличная
эффективность при правильной настройке и хорошей погоде. Однако плохо работают в
условиях снега и заметно хуже в мокрую погоду. Боятся грязи.
Тормоза гидравлические горного велосипеда.
Тормоза, у которых вместо металлических тросиков используются гидролинии.
Одни из самых резко схватывающих тормозов. Позволяют полностью заблокировать
колесо с небольшим усилием на тормозные ручки в кротчайший срок. При наличии
нормальных колодок и правильной настройке работают в любых погодных условиях, не
боятся ни снега, ни дождя, ни грязи, самый мощный тип тормозов. Зимой при
наличии ледяной корки схватывают только после одного оборота колеса. Такие
тормоза идеально подходят для Даунхила и Фрирайда. Минус - сложность ремонта в
походных условиях.
Дисковые тормоза горного велосипеда.
По принципу действия такие тормоза схоы с автомобильными - колодки тормозят
диск, закрепленный к втулке. Отличаются от V-breake работоспособность в любых
погодных условиях. Так же позволяют ездить на колесе с "восьмеркой", таким
образом после поломки есть возможность доехать до мастерской или до дома, где
занятся ремонтом колеса.
Тормозные ручки горного велосипеда.
Закрепляются на руле горного велосипеда. Бывают задними (правами) и
передними (левыми). Для механических дисковых тормозов и тормозов V-Brake могут
применяться одни и те же.
Цепь горного велосипеда.
Осуществляет передачу тягового усилия от системы (передних звезд) к кассете
(задним звездам). Нуждаются в частой чистке и последующей
смазке, так как имеет свойство притягивать к себе пыль и песок.
Шатуны горного велосипеда.
Предназначенны для крепления на раму систему передних звезд и педалей,
преобразующие поступательную энергию ног во вращательную энергию системы перених
звезд.
Эксцентрик горного велосипеда.
Устройство для быстрой установки и съема колес к вилке и раме горного
велосипеда, а также установки подседельного штыря и его регулировке по высоте.