Технического обслуживания велосипеда

В велосипеде имеется достаточное количество движущихся частей, и каждая и них нуждается в своемременном обслуживании и поддержании в рабочем состоянии, в противном случае запчасть выходит из строя (клинит, тугой ход, скрип и пр). Рекомендую проводить техническое обслуживание своего велосипеда по следующему графику. Для подробного описания процесса ТО нажмите мышкой на интересующую строку

Виды работ
Показать все / Скрыть все
Перед каждой поездкойПосле 10ч езды или трудной поездки (вода, гравий)Каждые 500кмСезонное обслуживание

1. Проверка крепления деталей

Для проверки крепления достаточно поднять переднее колесо над твердой поверхностью на 15-20см и отпустить его так, чтобы получился отскок. Если в велосипеде какие либо запчасти плохо прикреплены, либо в них присутствует люфт, то Вы сразу определите это по дребезгу и постороннем звуке. Необходимо, чтобы все компоненты велосипеды были надежно закреплены, особенно эксцентриковые зажимы колес.
    

2. Проверка шин

Проверьте давление в шинах велосипеда. Давление в них нужно поддерживать на соответствующем уровне, указанное на боковой поверхности покрышки колеса. Обычно на горных велосипедах составляет 40-50PSI. Езда на велосипеде со спущенными шинами приводит к износу и повреждению покрышек, а затем и ободов. Так же не стоит переусерствовать и накачивать шины выше нормы, при этом повышается вероятность прокола камеры.
    

3. Проверка работы тормозов

Для проверки работоспособности тормозной системы нажмите на тормозные ручки. Максимальное торможение должно быть обеспеченно полным нажатием, при этом запас хода тормозных ручек должен быть примерно таким же, как и при их нажатии.
    

4. Проверка состояния тормозных колодок

Проверьте состояние тормозных колодок на износ. Если они изношены то необходимо будет их заменить на новые. Не стоит так же ездить на одних колодках до полного стирания под ноль, всегда должен быть запас.
    

5. Чистка тормозной системы

для начала проверьте чистоту тормозных колодок. Они должны всегда быть чистыми и сухими - иногда в них попадает песок и мелкие камушки, а так же вода и масло (последнее может попасть при смазке деталей велосипеда). Затем проверьте и почистите тросики, пыль может попасть и туда. После чистки смажьте их в точках входа тросика в оплетку.
    

6. Регулировка тормозов

Следите за натяжением тросика тормозной системы. Тормозные ручки при нажатии не должны соприкасатся с рулем и иметь достаточный запас хода. Со временем тросики вытягиваются, колодки стираются и как следствие увеличивается зазор между колодками и ободом (в случае V-brake). В этом случае настройте натяжение тросика с поможью регулятора на тормозных ручках, либо на самом тормозе с помощью регулятора или инструментов.
    

7. Проверка крепления колес

Прокрутите каждое колесо всвоего велосипеда по ходу движения, при этом в местах крепление они не должны болтаться, выпадать из направляющих. Также оно должно вращаться ровно, без "восмерок". Эксцентриковые заживы должны быть затянуты. Если Ваш велосипед на осях колес вместо эксцентриков имеет гайки, убедитесь в том, что они затянуты с усилием 27.1-33.9 Нм для заднего, и 20.3-27.1 Нм — для переднего колеса.
    

8. Проверка работы эксцентриков колес

Неправильная установка и затяжка эксцентрикового зажима на колесе может привести к его потере, и как следствие к стать причиной ДТП. Для правильной установки эксцентрикового зажима:
1. Установите эксцентриковый зажим в положение ОТКРЫТО(OPEN) и вставьте колесо в направляющие вилки
2. Поверните эксцентрик в среднее положение между ЗАКРЫТО(CLOSE) и ОТКРЫТО(OPEN) и затяните рукой противоположную гайку на эксцентрике до упора.
3. Переведите зажим в положение ЗАКРЫТО(CLOSE), при этом движение в конце должно быть с усилием.
4. Если усилие отсутствовало повторите пункт 2.
5. Эксцентрик желательно поворачивать так, чтобы он был направлен от переднего колеса к заднему для исключения зацепа посторонних предметов во время езды (ветки и пр.)
    

9. Проверка затяжки осей педалей

Ось педалей должна быть всегда надежно закручена в шатуны. Необходимое усилие можно придать с помощью ключа с длинной рукоядкой. Недостаточная затяжка может привести к вырыванию резьмы "с мясом" из шатунов во время движения. Так же необходимо учесть, что левая педаль имеет левую резьбу, а правая - правую.
    

10. Проверка люфта педалей

Выполните проверку педалей, каретки и шатунов. Зажмите обеими руками шатуны, при этом не должно быть их люфта. Так же попробуйте подвигать их перпендикулярно плоскости велосипеда, если есть люфт значит ослабло крепление каретки.
    

11. Проверка состояния ручек руля

Грипсы - рукоядки на обеих концах руля - не должны вращатся вокруг своей оси. Если они вращаются необходимо их заменить либо посадить на клей.
    

12. Проверка системы переключения передач

Следите за четким переключением передач. Любые посторонние звуки при переключениях и вращениях педалей говорят о необходимой их настройки. Проверьте натяжение тросика и настройте его с помощью регуляторов на манетках и переключателе. Если настроить не удается то перейдите к настройке переднего переключателя и настройке заднего переключателя с помощью уже инструментов. Никогда не переключайте передачу при вращении педалей назад либо стоя на месте.
    

13. Регулировка переключения передач

В первую очередь проверьте натяжение тросика. Настроить натяжение можно вручную без инструментов с помощью регуляторов на манетках и переключателе. Если настроить не удается то перейдите к полной настройке переднего переключателя и настройке заднего переключателя с уже помощью инструментов.
    

14. Проверка состояния тросовых приводов

Проверьте состояние всех четырех тросиков. На них не должно быть расплетения, заломов и порванных жилок. Так же они должны быть чистыми. Смашьте тросики в местах входа в их оплетку тефлоновой жидкой или полужидкой тефлоновой смазкой. На концах тросиков должны быть заглушки для защиты от их расплетения.
    

15. Смазка тросовых приводов

Смашьте тросики в местах входа в их оплетку тефлоновой жидкой или полужидкой тефлоновой смазкой. На концах тросиков должны быть заглушки для защиты от их расплетения. Так же советую прочитать статью о разновидностей смазок для велосипеда
    

16. Проверка регулировки рулевой колонки

Зажмите передний тормоз и покачайте свой велосипед вперед-назад для определения люфта. Он должен отсутствовать. Если при вращении руля чувствуется заедания либо другие помеги то необходимо разобрать рулевую колонку и проверить подшипники и дорожки на износ. Так же не забываем о замене смазки, которую необходимо повторять раз в год.
    

17. Смазка рулевой колонки

Замену смазки рулевой колонки необходимо производить не менее 1 раза в год. Для выбора смазки прочтите статью о разновидностей смазок.
    

18. Проверка биения обода

Для проверки необходимо прокрутить каждое колесо и при вращении обратить внмание на зазор между ободом и тормозными колодками. Оно должно быть одинаковое. Так же не должно быть биений обода относительно колодок вверх-вниз. В случае если биения имеют место следует отбалансировать колесо регулировкой натяжением каждой спицы (переспицовка) в мастерской либо на специальном станке.
    

19. Проверка состояния спиц

Для проверки состояния спиц сожмите указательным и большим пальцем руки двух близлежащих. Проделать для всех спиц колеса. Натяжения на них при этом должно быть одинаковое. В случае если какая либо спица плохо натянута необходимо отрегулировать её натяжение, либо произвести полную переспицовку (делается в любой мастерской)
    

20. Проверка состояния труб рамы

Хорошенько осмотрите раму велосипеда и вилку на предмет мелких трещин, вмятин, ржавчины. Обычно перед появлением разлома на этом месте сперва появляются трещины, причем алюминиевые в этом плане прогрессируют намного быстрее чем стальные рамы велосипеда.
    

21. Проверка состояния и крепления руля и выноса

Проверьте надежность крепления руля и выноса руля. Так же на них не должны быть какие-либо деформации и люфта. Вынос руля должен быть поднят не выше отметки об ограничении.
    

22. Проверка состояния и крепления подседельного штыря и седла

Проверьте затяжку замка подседельного штыря. Не поднимайте подседельный штырь выше ограничительной отметки, иначе может произойти разрушение рамы в районе крепления подседельного штыря или сломается (согнется) сам подседельный штырь.
    

23. Смазка цепи

Цепь всегда должны быть смазана, в противном случае уменьшается время износа её и зубьев кассеты, а так же нарушается нормальная работа переключателей передач. Смазку необходимо проводить перед каждым выездом специальной смазкой, что увеличивает её срок жизни. Перед смазкой обязательно желательно отчистить цепь от грязи и песка. После смазки протрите её тряпкой для удаление излишек масла. Так же не стоит переусерствовать со смазкой, так как излишне смазанная цепь хорошо притягивает пыль.
    

24. Промывка цепи

В зависимости от условий езды и состояния цепи, но не реже одного раза в месяц необходимо промывать цепь. Так же можно купить специальную машинку для чистки цепи, которая позволяет прочистить цепь от грязи не снимая её с велосипеда. После чистки и промывки цепи её необходимо просушить и сразу же смазать.
    

25. Смазка зубьев кассеты

    

26. Смазка внутренностей ореха

Смазка подшипников "ореха" (трещотки) производится в зависимости от состояния, но не реже одного раза в год. Люфт устраняется в специальной мастерской.
    

27. Смазка переключателей передач

Смазка переднего и заднего переключателя производится в зависимости от их состояния с помощью жидких смазочных материалов желательно в аэрозольной упаковке. Своевременно очищайте от дорожной грязи передний и задний переключатели.
    

28. Проверка регулировки колесных втулок

Возьмитесь рукой за покрышку и попробуйде покачать колесо в направлении оси. Если присутствует люфт то необходимо настроить втулку с помощью специальных конусных ключей.
    

29. Смазка колесных втулок

Для смазки втулок с помощью конусных ключей разберите её на каждом колесе и осторожно извлеките с обеих сторош все шарики подшипника. Обычно бывает 8 штук с каждой стороны. Далее необходимо будет начисто отчистить внутренность от старого масла, заодно проверить износ беговых дорожек конуса на предмет иноса. Далее смажте дорожку густой смазкой и вставляйте по одному шарики. Они должны остаться там и не выпадать за счет сцепления с маслом. Остается обратно собрать втулку и убрать люфт с помощью конусных ключей.
    

30. Проверка регулировки каретки

Для проверки состояния каретки необходимо, взявшись рукой за шатун, перемещать его в осевом направлении. Если при этом обнаружен люфт в каретке, то необходимо произвести ее регулировку. Внимание! Не забудьте проверить крепеж самих шатунов к валу (болт или гайка). Замена смазки (или каретки целиком) производится, как правило, раз в год.
    

31. Смазка каретки

    
Виды работ
Показать все / Скрыть все
Перед каждой поездкойПосле 10ч езды или трудной поездки (вода, гравий)Каждые 500кмСезонное обслуживание

Техническое обслуживание и уход.

Большинство сервисных и ремонтных работ на современном горном велосипеде требуют специальных инструментов и навыков.
Если Вы не уверенны, что после Вас состояние улучшится, не меняйте никаких настроек и не начинайте никакие работы на вашем велосипеде, а лучше обратитесь в специализированные веломастерские, которых в Уфе у нас уже не мало. Неправильное обслуживание компонентов велосипеда может привести к их неисправности.

Безусловно, какую-то часть работ по техническому обслуживанию Вы сможете сделать и сами. Все зависит от ваших знаний и навыков, так же как и от наличия специального инструмента. Поищите в магазинах или в интернете книги по ремонту велосипедов.

Все гарантийные и работы по техническому обслуживанию (связанные с гарантийными случаями) должны быть осужествлены специально оборудованном сервисе квалифицированным специалистом с применением специальных инструментов и процедур, установленных производителем. Условия гарантийного обслуживания оговорены в вашей гарантийной карте.

В период обкатки:
Периодом обкатки это 3-4 недели с начала эксплуатации или 500 км пробега. Ваш велосипед прослужит дольше, если вы произведете обкатку и первое техобслуживание на сервисе прежде, чем вы начнете использовать велосипед на все сто процентов.

Тросики от переключателей передач и от тормозной системы, а также спицы на новом велосипеде дают "усадку". Если даже вам кажется, что все работает нормально, лучше будет отвезти велосипед на сервис. Проверка исправности специалистом выявит необходимость повторной регулировки.

Во все основные узлы велосипеда заложена специальная консистентная смазка, которая рассчитанна на один год эксплуатации. Цепь же требует постоянного ухода и смазки перед каждой поездкой. Если поездка состоялась в условиях дождя или грязи и пыли, то на следующий день вы должны почистить цепь от высохшей грязи с помощью щетки с жестким ворсом, либо промыть с помощью специальной машинки для чистки цепи. После чистки цепи её необходимо будет смазать специальным жидким маслом, после чего насухо протереть её снаружи от излишек масла.

Помните! Цепь имеет ограниченный ресурс. Так как в процессе эксплуатации цепь удлиняется по "шагу" ("шаг" цепи 12,7 мм или, как принято, "пол-дюйма"), то при правильном уходе цепь служит 2-3 тысячи км. Далее цепь нуждается в замене. Если вовремя не заменить цепь, то вам очень скоро придется менять ведущие и ведомые зубчатки. При замене цепи проконсультируйтесь с продавцом - какой тип и модель цепи пригоден для вашего велосипеда.

Перед каждой поездкой.

Проведите внешний осмотр велосипеда на предмет правильности закрепления компонентов и аксессуаров, затяжки колес и других соединений. Проверьте исправность и работоспособность тормозной системы, системы переключения передач, состояние покрышек и давление в них. После каждой длительной или тяжелой поездки, если велосипед был подвержен действию воды и грязи, или, по крайней мере, каждые 200 км. Вымойте велосипед, смажьте цепь и ролики заднего переключателя.

По мере необходимости:

Если один или оба тормоза не проходят тест на неисправность, то вы можете восстановить рабочий ход тормозных ручек, повернув на каждой из них винт регулировки натяжения тормозного троса против часовой стрелки и зафиксировав его в этом положении контргайкой. Если и после этого тормоза нормально не функционируют - замените тормозные колодки.

Если цепь не переключается легко и четко, значит, переключатели требуют настройки. Причиной может быть простое растяжение тросика, которое вы можете компенсировать поворотом винта регулировки натяжения тросика против часовой стрелки на пол-оборота. Попробуйте переключить передачу снова. Если половина или целый оборот винта регулировки натяжения тросика не решит проблему, обратитесь в ваш сервис-центр.

Исключая короткие поездки по району и случаи, когда вы можете пешком вернуться домой, никогда не следует уезжать кататься без следующего аварийного оборудования:

  • Ключей - "шестигранников" на 4, 5 и 6мм, которые применяются для затяжки большинства болтов на велосипеде.
  • "Аптечки" для заклейки проколов в камере и запасной камеры.
  • Монтировок для снятия и установки покрышки.
  • Насоса с наконечником, подходящим для вашего ниппеля.
  • Выжимки цепи

В случае прокола камеры:

Спустите камеру полностью и снимите колесо с велосипеда. Демонтируйте покрышку с одной стороны обода, начав напротив ниппеля. Пользуйтесь монтировками. Свинтите гайку крепления ниппеля (если она имеется) и протолкните ниппель через обод, после чего выньте камеру из покрышки. Проверьте внутреннюю и наружную сторону покрышки - нет ли в ней предмета, вызвавшего прокол (гвоздя, куска стекла, проволоки и т. д.), и удалите его. Затем заклейте проколотую камеру или используйте новую. Перед установкой камеры обратно, накачайте ее немного, чтобы придать ей форму. Просуньте ниппель через отверстие в ободе и вставьте камеру в покрышку. Начните с ниппеля и установите покрышку пальцами, двигаясь по кругу влево и вправо. Если возникнут трудности при установке последних сантиметров покрышки, воспользуйтесь монтировками.

Внимание! Если пользоваться при установке покрышки отверткой или каким-то другим инструментом вместо монтировок, появляется большая вероятность самому проколоть камеру, сильно прижав ее к ободу.

Убедитесь, что покрышка хорошо "сидит" с обеих сторон обода и что камера нигде не зажата между ободом и покрышкой. Накачайте покрышку до рекомендованного давления, установите и затяните гайку крепления ниппеля и колпачок. Установите колесо на велосипед.

Если вы упали.

Сначала проверьте собственные раны, уделив им основное внимание. Затем проверьте повреждения на велосипеде и почините то, что возможно и необходимо для возвращения домой. Вернувшись домой внимательно осмотрите велосипед и произведите проверку неисправностей. Все подозрительные, погнутые или треснувшие детали должны быть заменены. Если вы сомневаетесь в работоспособности вашего велосипеда или его частей, отвезите велосипед в сервис-центр для его детальной проверки.

Внимание! При падении на некоторых узлах велосипеда могут возникнуть "пиковые" нагрузки, что может привести к преждевременной "усталости" материалов. С виду не имеющий повреждений компонент может через некоторое время внезапно сломаться (например шатун), что может привести к травме или смерти.
Поэтому постарайтесь определить, на какой узел велосипеда пришелся основной удар в момент падения и обязательно посоветуйтесь по этому поводу в сервис-центре.

Copyright © 2010 - 2012 Андрей [CoolleR] Липанов Все права защищены. При копировании материалов активная ссылка на сайт обязательна