В данной статье я опишу способ модернизации велокомпьютера, а именно создания самодельной светодиодной подсветки для велокомпа марки "Vetta RT255". Так же подойдет ко всем маркам серии RT200 (RT277) той же фирмы, либо к маркам со съемными панелями. Статья скорее дает идею чем процесс, что при наличии смекалки позволяет подсветить экран практически любого велокомпа.
У всех обладателей велокомпов серии RT200 в комплекте имеются 2 сменные панели. Поскольку пользуюсь я всегда только одной, решил внедрить подсветку непосредственно на панельку, что дает ей некую съемность.
Для этого необходимо:
- Съемная ненужная панель велокомпа
- Светодиод яркий = х2 (чем меньше и ярче тем лучше) прямоугольной формы, на 3В
- Резистор 1кОм = х2 (при бортовом питании ~6В, если до 3В - необязательно)
- Провод 2-жильный (использовал аккустический)
- Эпоксидный клей
- Краска нужного цвета, лак (аэрозольные)
- Штекер + гнездо "Джек 2,5мм" (или любой другой)
- Мелкозернистая наждачная бумага (в народе шкурка)
- Не кривые и не дрожащие руки)
Для начала необходимо с помощью напильника изменить форму светодиодов таким образом, чтобы свет от него меньше попадал в глаза и был направлен на экран (см фото). Поле этого необходимо обработать шкуркой место среза для создания матовости.
Далее берем съемную панель, зашкуриваем её с лицевой стороны шкуркой (для дальнейшей покраски) и сверху на одинаковом расстоянии от края вырезаем отверстия под светодиоды. Ширина прорезей должна совпадать с шириной светодиодов (см фото). Так же вырезаем прорези для одного контакта светодиода длинной около 2-3мм.
Отрицательный контакт у одного светодиода откусывается кусачками, оставляя от основания 3мм, у другого изгибается так, чтобы "высунуться" изнутри панели и вылезти обратно с лицевой стороны панели ( см фото)
Этим временем необходимо приступить к "замесу" эпоксидного клея. Для этого в крышечке смешивается около 1мг смолы и 0,2мг затвердителя (соотношение 1:8). Все элементы продаются в комплекте, обычно в 2х шприцах с инструкцией по "замесу". Ждать пока клей будет готов необходимо около 20-30 минут постоянно перемешивая, до тех пор пока капля перестанет капать, но ещё будет относительно не твердой.
Далее с обратной стороны панели необходимо соединить отрицательные контакты светодиодов с помощью тонкого медного провода, который можно откусить от многожильного одного провода. Проводок прокладывается в канавке и припаивается к контактам с помощью "тонкого" паяльника. Припаивать нужно очень осторожно так как контакт у светодиода короткий и можно легко его сжечь, касаемся не более чем на 1-2 секунды.
С лицевой стороны минус соединяется последовательно с двумя параллельными резисторами по следующей схеме. Резисторы нужны для ограничения тока через светодиоды поскольку в моем случае напряжение бортового питания 6В, при напряжении до 3В они не обязательны.
Когда вся схема собрана припаиваем выходной 2-жильный провод: красный к плюсу светодиодов, черный к резисторам, с другой стороны провода припаиваем штекер Джек 2,5мм или любой другой подходящий, длину провода оставляем такой, чтобы доставал до места расположения на велосипеде соответствующего гнезда. Само гнездо я прикрепил прямо к контактной панели от велокомпа с помощью эпоксидки, предварительно зафиксировав проволокой (см фото).
Когда вся схема готова и запаяна в первую очередь конечно же желательно её протестировать подключив к источнику питания. Если все работает исправно, то заливаем схему на лицевой стороне панели эпоксидкой до полного погружения. Нужно это для защиты схемы от дождя и каких-либо механических воздействий. Чем меньше используем клея - тем меньше будет выпирать все это дело.
Оставляем сохнуть клей до затвердевания около 3 часов, постоянно контролируя процесс высыхания, т.к клей может стечь и образовать неприятные капли.
Далее с помощью автомобильной аэрозольной краски аккуратно закрашиваем лицевую часть. Хоть эпоксидка и кажется твердой так как общее время затвердевания эпоксидного клея 24часа действуем осторожнее. После высыхания краски желательно нанести ещё слой лака для защиты уже самой краски.
Подсветка велокомпьютера готова! Таким образом получилось создать подсветку сохраняя возможность быстрого съема как велокомпьютера так и отдельно подсветки. Время работы достаточно долгое. Если исключить сопротивления, то возможно питать схему с помощью двух пальчиковых (мизинчиковых, таблеток и т.д.) батареек.
Ключевые слова: подсветка велокомпьютера, велотюнинг, модернизация велокомпа, светодиодная подсветка, vetta